Состояние российского малого бизнеса на юге России

Состояние российского малого бизнеса на юге России
Иллюстрация: Photogenica
Прецедентная статистика, свидетельствующая о состоянии российского малого бизнеса, позволяет чётче увидеть проблемы его эволюции, нелепости в регулировании, а главное — неслучайные конкурентные преимущества юга России
В преддверии Нового года Росстат опубликовал предварительные итоги сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/pred_itog.htm). Значение этого события трудно переоценить, учитывая, что известный слоган о правдивости статистики более чем справедлив для малого бизнеса.
Проблемы описания объекта
Несмотря на громкие заявления о поддержке предпринимательства, точный учёт этого сектора экономики не ведёт ни одно государственное ведомство. Более того, как отмечается по итогам наблюдения в пояснительной записке, не удалось наладить обмен информационными фондами даже между налоговыми и статистическими службами, что тоже отражает реальное положение дел по созданию электронного правительства в России и резко контрастирует с ситуацией в Евросоюзе и США, где налоговые службы обязаны предоставлять сведения для целей статистики.
В Ростовской области эффективное взаимодействие между налоговиками и статистиками по вопросам малого бизнеса организовано ещё в 2004 году, когда была создана первая база данных, позволяющая по видам деятельности находить адреса малых предприятий. Сегодня такая обновлённая база данных в открытом доступе (http://mbdon.ru/enterprise/) включает около 50 тысяч малых предприятий. С её помощью можно осуществлять поиск партнёров на русском, английском, французском, немецком и китайском языках.
Цифры, которыми оперируют многочисленные программы развития и поддержки предпринимательства, общественные организации, органы власти, основаны на выборочных обследованиях. Сплошное наблюдение позволило оценить точность этих цифр (см. таблицу 1). Отклонения (не всегда в худшую сторону) составляют 20–30%, а по показателям инвестиционной активности в регионах — 60% и более.
Сложность в проведении сплошного наблюдения была связана с тем, что малый и средний бизнес не любит делиться с государством информацией и старается не беспокоить госорганы сообщениями об изменениях в своей деятельности. В результате в целом по Российской Федерации примерно треть юридических лиц (!) и пятая часть индивидуальных предпринимателей (ИП) (!) не были найдены по зарегистрированным адресам, а каждое пятое юридическое лицо и каждый третий ИП представили «нулевые» отчёты, что может свидетельствовать об отсутствии хозяйственной деятельности или говорить о сокрытии реальных результатов деятельности при формальном выполнении требований законодательства о представлении статистической отчётности. Поэтому даже результаты сплошного наблюдения требуют очень осторожного отношения.
Далее, само представление о предпринимательстве складывается из разных определений в разных законах и нормативных актах. Например, всегда предполагалось, что доля юридических лиц в капитале субъектов предпринимательства не должна превышать 25%. Но вскоре после обновления законодательства было сделано новое исключение для субъектов предпринимательства, работающих при вузах и НИИ. Множественность применяемых классификаций затрудняет разработку и реализацию единой государственной политики по отношению к предпринимательству, в котором уже работает каждый пятый занятый в экономике страны. Проведённое сплошное наблюдение впервые позволило идентифицировать в полном соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» разделение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по категориям (малые, микро, средние предприятия).
Тот факт, что средние фактические значения численности и выручки для всех субъектов предпринимательства в 10–20 раз отличаются от верхних границ соответствующих категорий, показывает излишний оптимизм законодателей и их ориентацию исключительно на лучшую практику, которая известна только им. Но тогда надо выстраивать политику по распространению этой лучшей практики на все субъекты малого и среднего предпринимательства, обеспечивая эволюцию стартапов в малые и средние предприятия.
Размер не подкреплён статусом
Результаты сплошного наблюдения показывают, что разделение по категориям наиболее активной части населения — предпринимателей — является примером «избыточного» законотворчества.
Во-первых, за все эти годы так и не было принято нормативных актов, в которых для юридических лиц использовались бы новые введённые категории для налоговых и финансовых льгот, снижения бюрократических барьеров. Средние, малые и микропредприятия испытывают одинаковые трудности и преодолевают одни и те же барьеры. Во-вторых, введённые градации и критерии не ускорили переход малых предприятий в средние. Большинство из них (80%) так и остаются на стадии микропредприятий, и только те, кто действительно стал малым и средним бизнесом (оставшиеся 20% предприятий — юридических лиц), производят почти 80% продукции и обеспечивают занятость более 80% работников в этом секторе экономики.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то практически все они (почти 98%) концентрируются в группе микропредприятий. Реально в стране существуют микропредприятия индивидуальных предпринимателей с минимальным количеством работников и оборотом продукции и «малые/средние» предприятия. Для первых надо использовать систему патентов без какой-либо дополнительной отчётности (это подтверждают результаты Ставропольского края, где патенты используются в качестве эксперимента), для вторых — единую систему немногочисленных льгот и преференций, позволяющую стимулировать дальнейший рост наиболее успешных малых и средних предприятий (компаний-«газелей»)
Эволюция малого бизнеса
Результаты сплошного наблюдения показали, что более 90% субъектов малого предпринимательства составляют микропредприятия. Шанс перейти на следующий уровень и стать «малым» есть только у одного из десяти микропредприятий. Аналогично «средним» становится только одно из десяти малых предприятий. На юге России изначально выше доля деятельных микропредприятий (94–96% в общей численности субъектов малого предпринимательства), но их шансы стать «малыми» на Юге ниже — примерно 1 к 14–15 в субъектах ЮФО и 1 к 20–25 в субъектах СКФО. А процент переходящих из «малых» в «средние» — такой же, как и по России в целом (1 к 10). То есть те, кто на юге России прорвался в «малые», становятся жизнеспособными уже и по российским стандартам.
Эволюция микропредприятий до уровня малых требует значительных усилий по техническому оснащению бизнеса (стоимость фондов растёт в 10 раз), найму персонала (рост в 11 раз) и росту реализации (в 20 раз). Следующий этап — переход в категорию среднего предприятия — требует увеличения фондов в 6 раз, численности работников в 3 раза и роста реализации — в 5–6 раз. Таким образом, рывок из микромира в малое предпринимательство требует существенно больше первоначальных усилий, фондов и работников, но даёт и более высокую отдачу. Вот где источник экономического роста! Переход в категорию средних предприятий не требует стольких усилий, осуществляется на базе модернизации производства и, несмотря на высокий уровень затрат на оборудование, даёт существенный (в 2 раза!) рост производительности труда.
На юге России первый прорыв (из микропредприятий в малые предприятия) демонстрирует более высокий рост результатов — в 25–30 раз, но требует для этого немного больших усилий — увеличения численности в 13 раз, а основных фондов — в 15–17 раз. При следующем переходе (из малых в средние предприятия) у южан, как и в среднем по России, масштабы реализации увеличиваются в 5–6 раз, а затраты труда в 3 раза, но стоимость основных фондов увеличивается в 7–9 раз.
Особенности эволюции предпринимательства на Юге связаны с генетически заложенным преимуществом: для старта микробизнесу на юге России требуется вдвое меньше основных средств (445 тысяч рублей против 782 тысяч рублей в среднем по России) и в 1,5 раза меньше работников (2 работника вместо 3). Это двукратное превосходство на старте нивелирует дальнейший кратный рост затрат на последующих стадиях эволюции предпринимательства.
Кроме того, в результате естественного отбора бизнес на Юге является более деятельным. В целом по России бизнесом заняты 52 из 100 зарегистрированных микропредприятий, в Южном федеральном округе — 63 из 100, в Северо-Кавказском — 50 на 50. В то же время в Ростовской области реальную деятельность осуществляют 76, а в Ставропольском крае 73 из 100 зарегистрированных микропредприятий. Потери среди малых предприятий уже не столь значительны: только 8–9 из 100 зарегистрированных предприятий не заняты никакой деятельностью.
Малый бизнес — конкурентное преимущество Юга
Если доля региона по какому–либо показателю оказывается выше его доли в численности населения, то такой сектор, фактор или процесс относят к региональной специализации. Сравнение с другими показателями доли региона позволяет выявить качественные преимущества такой специализации.
Результаты сплошного наблюдения подтверждают, что малое и среднее предпринимательство является сектором специализации юга России. На душу населения здесь приходится больше, чем по России, индивидуальных предпринимателей, замещаемых ими рабочих мест и производимой продукции. Конечно, это ещё не агробизнес, где Юг производит более 20% всей сельхозпродукции России, но это больше, чем промышленность (около 7%) или валовой региональный продукт (8%). Количество индивидуальных предпринимателей на душу населения южан в 1,5 раза выше, чем в среднем по России.
Малый бизнес на Юге более реален. Если в целом по Российской Федерации только 77% участвовавших в сплошном наблюдении юридических лиц и 66% индивидуальных предпринимателей реально занимались хозяйственной деятельностью, то на Юге эти показатели выше на 3–13%. Хозяйственной деятельностью реально, на деле, а не только на основании регистрации, занимались в Краснодарском крае 95% юридических лиц, в Ростовской области — 91%, на Ставрополье — 94% и 71–78% индивидуальных предпринимателей, а в Ростовской области — 79% индивидуальных предпринимателей.
Малый бизнес на Юге более конкурентен. Доля юга России в численности малых и средних предприятий (12,6%) и индивидуальных предпринимателей (21,8%) намного выше доли в общем числе предприятий и организаций (9,2%). Большое число равноправных участников рынка формирует конкурентную среду, которая является моделью будущей экономики всей России: место естественных и искусственно созданных монополий должны занять конкурирующие предприятия и предприниматели.
Малый бизнес на Юге лучше технически оснащён. Объём основных средств на одного замещаемого работника на юге России на 10–15% выше среднероссийского уровня. Кроме того, индивидуальные предприниматели Юга более эффективно используют имеющееся оборудование — отдача от него на 25–30% превышает средний по России уровень выручки на единицу стоимости основных средств.
Малый бизнес на Юге более инвестиционно активен. Юг России сам является достаточно инвестиционно привлекательным регионом: в 2010 году на его долю приходилось 11,8% всех прямых российских инвестиций. Но даже на этом фоне инвестиции средних предприятий Юга составляют 14,1%, а инвестиции индивидуальных предпринимателей — 15,4% соответствующих показателей в целом по Российской Федерации. Если эту инвестиционную активность сопоставить с объёмами основных средств, впервые рассчитанными в ходе сплошного наблюдения, то уровень их обновления на малых предприятиях — юридических лицах составит свыше 40%, а на микропредприятиях — более 80%. Понятно, что речь идёт об обновлении доставшихся в наследство предпринимателям старых, изношенных фондов. Но без инвестиций предпринимателей эти фонды никто бы не смог так интенсивно (за 1,5–2 года) модернизировать.
Даже малый бизнес является бизнесом и обязан выигрывать в борьбе на конкурентном рынке за счёт своей эффективности. Сравнение долей предпринимательства юга России в выручке и численности занятых показывает, что в расчёте на одного работника («производительность труда» в предпринимательском секторе) этот уровень ниже общероссийских значений. Однако доход средних предприятий в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях на 10–15% выше среднероссийского уровня. Такая ситуация возможна, если средними предприятиями руководят технически и очень финансово грамотные индивидуальные предприниматели.
Несмотря на все трудности эволюции предпринимательства юга России, можно уверенно рекомендовать новым профессионалам, молодёжи, женщинам: «Стартуйте!», а состоявшимся предпринимателям — «Модернизируйте!». Что касается политиков и чиновников, то регулярно-периодические обострения экономических кризисов заставят их более тщательно наблюдать за этим сектором экономики и включать в свои официальные и рабочие визиты встречи с предпринимателями. Ведь лидеры многих европейских стран, мучительно ищущие «креативных предпринимателей», способных обеспечить выход из кризиса, на деле могут позавидовать главам регионов юга России.