Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Четверг
19.06.2025
01:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Сентябрь » 18 » Об итогах сплошного наблюдения за деятельностью
16:24
 

Об итогах сплошного наблюдения за деятельностью



Об итогах сплошного наблюдения

за деятельностью субъектов малого и среднего

предпринимательства

в 2010 году



В 2011 году органами государственной статистики проведено сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Отличительной особенностью данного обследования являлось то, что впервые в России сплошным наблюдением была охвачена такая категория субъектов хозяйственной деятельности, как индивидуальные предприниматели.

Основная цель обследования - получить полную и максимально достоверную картину положения малого и среднего бизнеса в России для определения дальнейших возможностей его развития в качестве приоритетного сектора экономики.

Объектами сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства являлись:

- коммерческие организации и потребительские кооперативы;

- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Рассылка бланков наблюдения респондентам осуществлялась по адресам их регистрации. Сплошное наблюдение проводилось методом самозаписи.

Информационной основой формирования списка объектов наблюдения являлся Статистический регистр Росстата, который базируется на сведениях, предоставляемых Росстату Федеральной налоговой службой России.



Поскольку в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормативные положения, возлагающие на конкретное ведомство полномочия по регистрации организаций в качестве субъектов малого или среднего предпринимательства, при отсутствии информации о численности и выручке хозяйствующим субъектам осуществлялось условное присвоение статуса микропредприятия (на момент обследования – это каждое третье предприятие).

Дополнительными источниками для определения фактически действующих хозяйствующих субъектов были следующие информационные ресурсы:

- перечень сдавших налоговую отчетность налогоплательщиков, предоставленный ФНС России;

- перечни субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей господдержки, предоставленные органами исполнительной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления.




В результате сплошного наблюдения получены отчеты от 17,9 тыс. малых предприятий - юридических лиц и 34,2 тыс. индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Охват сплошным наблюдением субъектов малого предпринимательства в республике составил 81,4% (среднем по РФ – 73,5%).

Острой проблемой при проведении сплошного наблюдения явилось наличие организаций, полностью прекративших свою деятельность, без проведения официальной процедуры ликвидации, а также отсутствие точных адресов фактического осуществления деятельности предприятиями, несмотря на то, что в налоговом законодательстве юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений регистрации обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего, соответственно, нахождения и жительства.

В результате не найдены по зарегистрированным адресам 3,7 тыс. юридических лиц и 6,5 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые могли бы являться субъектами малого и среднего предпринимательства. 206 респондентов отказались представить отчеты.



Данные сплошного наблюдения впервые позволили идентифицировать предприятия – юридические лица и индивидуальных предпринимателей - по категориям (малые, микро, средние предприятия) в полном соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

В результате, по предварительным данным, 50 юридических лиц из числа обследованных по установленным критериям относятся к крупным предприятиям, а 48 предприятий, ранее считавшиеся малыми, соответствовали критериям среднего предприятия.

Подавляющее количество индивидуальных предпринимателей (99,99%) по размеру своей деятельности являлись субъектами малого предпринимательства. Четырех индивидуальных предпринимателей (исходя из численности наемных работников и выручки) можно причислить к крупным субъектам предпринимательства.



В целом по Удмуртской Республике примерно каждый третий респондент представил «нулевые» отчеты, что может свидетельствовать об отсутствии хозяйственной деятельности или говорить о сокрытии реальных результатов деятельности. Стоит отметить, что уже в 2011 году почти 3,5 тысячи из представивших «нулевую» отчетность субъектов были ликвидированы.

42% индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих деятельность, информировали, что работали в качестве наемного работника у другого индивидуального предпринимателя или юридического лица.

190 предприятий и предпринимателей были зарегистрированы на территории Удмуртской Республики, а фактически осуществляли деятельность в других субъектах Российской Федерации: Краснодарском, Красноярском, Камчатском и Пермском краях, Белгородской, Кировской, Ленинградской, Липецкой, Ростовской, Свердловской, Томской, Ульяновской, Ярославской областях, Республиках Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) и городе Москва.

На территории Удмуртии вели деятельность 86 предпринимателей, зарегистрированных в других регионах, из них 33 – в Кировской области, 18 - Республике Татарстан, 11 - Пермском крае, 10 - городе Москва, а также Рязанской, Саратовской, Тульской, Тюменской, Мурманской, Калининградской, Ивановской областях, республиках Коми и Башкортостан.



Собранную информацию можно считать уникальной, потому что сегодня данные по малому бизнесу разрознены, они есть в различных административных источниках, но они не охватывают всего спектра сведений о деятельности предпринимателя.

По данным сплошного наблюдения почти каждый третий (29%) занятый в экономике республики работал в секторе малого и среднего предпринимательства.

Получены следующие предварительные данные по юридическим лицам:

- число обследованных предприятий всего - 17940, из них средних предприятий – 2%, малых – 13%, микропредприятий – 85%;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) всего – 206,8 млрд. рублей, в том числе на средние предприятия приходилось 27%, малые – 48%, микропредприятия – 26%;

- количество замещенных рабочих мест всего – 154256, в том числе на средних предприятиях - 24%, малых – 54%, микропредприятиях – 22%.

Оплата труда в расчете на 1 работника малого (включая микро) предприятия составила 9771 рубль, что в 1,5 раза ниже, чем у работников крупных и средних организаций. Средняя заработная плата работников малых предприятий – 10226 рублей, по данным текущего наблюдения – 11041 рубль.

Каждое четвертое замещенное рабочее место и каждый третий рубль выручки от реализации товаров (работ, услуг) приходится на микропредприятия.

Индивидуальное предпринимательство также преимущественно представлено микропредприятиями. Они составляют 98% общего количества индивидуальных предпринимателей, на них занято 74% работников, и их выручка от реализации товаров (работ, услуг) составляет 58%.



По юридическим лицам: среднее предприятие имеет численность работников 115 человек и выручку от реализации продукции – 172 млн. рублей, малое – 36 человек и 42 млн. рублей выручки, микропредприятие – 4 человека и выручку 5,8 млн. рублей в год;

По индивидуальным предпринимателям: среднее – 125 человек и выручку 307 млн. рублей, малое – 30 человек и 38 млн. рублей выручки, микропредприятие – 2 человека и 1,4 млн. рублей выручки в год.



Одной из задач сплошного наблюдения являлось формирование информации об отраслевой структуре малого бизнеса.


Основное количество малых и средних предприятий – юридических лиц осуществляло деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг.

Индивидуальное предпринимательство наибольшее распространение получило в сфере услуг и сельском хозяйстве.

По данным сплошного наблюдения выручка от реализации промышленной продукции (работ, услуг) составила по малым предприятиям и индивидуальным предприятиям 23,6 млрд. рублей, что в 10 раз меньше объема отгруженной продукции (услуг) крупными и средними предприятиями.

В республике только малые предприятия и индивидуальные предприниматели производят однобалочные мостовые краны; подшипники скольжения, доильные установки; настольные персональные компьютеры; чистящие и моющие средства; лакокрасочные материалы; окна и их коробки, полимерные подоконники; ювелирные изделия; гитары, балалайки; чулочно-носочные изделия и другие товары.

В ходе сплошного наблюдения впервые были получены итоги по выращиванию рассады цветов и ягодных культур, саженцев деревьев и кустарников, цветов срезанных. В животноводстве - индивидуальные предприниматели показали производство калифорнийских червей.

По виду деятельности «Строительство» малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями выполнено работ и услуг на 12,9 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше аналогичного показателя крупных и средних организаций.



1275 малых предприятий и 5300 индивидуальных предпринимателей оказывали платные услуги населению, за 2010 год объем услуг составил 9,8 млрд. рублей, что по отношению к объему платных услуг, оказанных населению крупными и средними организациями, - чуть меньше половины. В том числе бытовых услуг оказано на 2,2 млрд. рублей, что в пять с половиной раз превышает объем бытовых услуг, оказанных крупными и средними предприятиями.

Грузооборот автотранспорта малых предприятий и индивидуальных предпринимателей составил 1,2 млрд. тонно-км, это в 12 раз выше, чем в целом по крупным и средним организациям.

Пассажирооборот автотранспорта субъектов малого предпринимательства составил 640 млн. пассажиро-км, по отношению к аналогичному показателю по крупным и средним предприятиям – это на треть меньше.



В ходе сплошного наблюдения впервые получена информация по показателям, репрезентативные данные по которым невозможно получить выборочным методом.

Так, инвестиции в основной капитал в 2010 году юридическими лицами - малыми и средними предприятиями, составили 9,4 млрд. рублей, наличие основных средств по полной учетной стоимости на конец отчетного года - 40 млрд. рублей.

Степень износа основных фондов у малых предприятий составила на конец 2010 года 26% (по крупным и средним предприятиям – 58%).

За год малыми предприятиями приобретено основных средств на 7,2 млрд. рублей (по данным текущей отчетности - 2,9 млрд.рублей), из них наибольшие затраты на приобретение составили здания (помещения) – 51%, машины и оборудование, и транспортные средства – по 19%.

Индивидуальные предприниматели для осуществления своей деятельности использовали основные средства стоимостью 14,3 млрд. рублей, их годовые инвестиции в основной капитал составили 1,4 млрд. рублей (данных текущей отчетности не было).

60% индивидуальных предпринимателей имели специально оборудованные помещения общей площадью 1,3 млн. кв. метров, более половины площадей (55%) – арендуемые.

Сведения, полученные в результате сплошного наблюдения, позволят также уточнить показатели социально-экономического развития республики, рассчитанные по данным текущих наблюдений за субъектами малого предпринимательства, основанные на выборочной основе.



В среднем по Удмуртской Республике в расчете на 1000 чел. населения приходится 12 малых и средних предприятий – юридических лиц (включая приостановивших и не начавших деятельность в 2010 году) и 22 индивидуальных предпринимателя. В среднем по России - 12 малых и средних предприятий и 20 индивидуальных предпринимателей соответственно.

Сравнение отдельных показателей сплошного наблюдения по регионам Приволжского федерального округа показало, что в расчете на 1000 человек населения Удмуртская Республика занимает 3 место - по числу малых предприятий и 6 место – по числу индивидуальных предпринимателей.



По выручке в среднем на 1 работающее малое предприятие республика занимает 4 место, по выручке на 1 индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность, 6 место.

Опыт проведения сплошного наблюдения показал, что для повышения качества официальной статистической информации при снижении государственных затрат на ее создание и нагрузки на бизнес необходимо формирование системы взаимообмена информацией между органами исполнительной власти и другими организациями (Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации).

Многие страны при формировании официальных статистических данных в соответствии с рекомендациями международных организаций на основе национального законодательства широко используют данные налоговой службы.

Европарламентом установлено, что национальные статистические службы должны иметь доступ к административным источникам данных внутри соответствующей административной системы в той степени, в которой эти данные необходимы для разработки и распространения европейских статистических данных.

Практическая ценность сплошного наблюдения заключается еще и в том, что по его результатам будут сформированы базовые таблицы «Затраты-Выпуск» - важнейший аналитический инструмент для управления макроэкономическими процессами. Это позволит оценить перспективы развития МСБ, его вклад в ВВП.



Это были предварительные итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Сегодня завершается обработка данных, в феврале-марте 2012 года информация будет размещена на нашем сайте и доведена до органов исполнительной власти республики. К концу полугодия будет сформирована информация по муниципальным образованиям.



Просмотров: 356 | Добавил: lmonbut | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz