Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Пятница
20.06.2025
01:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Май » 23 » Небанковские финансовые услуги малому бизнесу
14:48
 

Небанковские финансовые услуги малому бизнесу

3. Небанковские финансовые услуги малому бизнесу

3.1.Микрофинансирование как источник средств для малого бизнеса

Структура микрофинансового рынка в 2004 г., % Более 80% предприятий малого бизнеса - это микропредприятия. Для большинства банков эти предприятия пока не представляют интереса. Но в долгосрочной перспективе микропредприятия - это основа для развития малого, а в дальнейшем и среднего бизнеса, база для формирования среднего класса. В нашей стране спрос на микрофинансирование пока удовлетворен на 15-18%. И спрос растет каждый год. Судя по развитию микрофинансовых организаций (МФО) в последние годы, в ближайшее время можно будет наблюдать не только рост количественных показателей рынка микрофинансирования, но и изменение его структуры. И связано это будет прежде всего с преобразованием МФО в небанковские депозитно-кредитные организации (НДКО).

Спрос на микрофинансирование во всем мире удовлетворяет институт микрофинансовых организаций. В нашей стране никто не регулирует этот рынок. В законодательстве вообще нет определения микрофинансовой организации. Тем не менее в последнее время наблюдается активное развитие и становление этого рынка. Под микрофинансовыми организациями в узком смысле этого слова понимаются все небанковские организации, выдающие микрозаймы (обычно до 10 тыс. долл. США). Но, строго говоря, к МФО относятся и банки, предоставляющие услуги микрофинансирования.

Все действующие МФО можно классифицировать следующим образом (см. график 8):

  • кредитные кооперативы всех типов;
  • фонды поддержки малого предпринимательства (как частные, так и государственные);
  • международные микрофинансовые организации;
  • банки, предлагающие микрокредиты.

На сегодняшний день функционирует порядка 1000 небанковских микрофинансовых организаций (Данные ежегодного выборочного обследования микрофинансовых организаций, проводимого Российским микрофинансовым центром совместно с Ресурсным центром малого предпринимательства, 2005 год). В 2005 году совокупный портфель займов микрофинансовых небанковских организаций составил 450-500 млн. долл. США. Объем банковских микрокредитов, по экспертным оценкам, составил около 500-600 млн. долл. "Получить точные данные об объемах банковского микрокредитования очень сложно", - делится опытом Михаил Мамута. - "Лишь небольшая группа банков - это те, кто выделяет микрокредитование в отдельный банковский продукт, например, ВТБ-24, Росбанк, банк "Союз", - ведут отдельный учет по данному типу кредитов". В целом по России объем рынка микрокредитования в 2005 году составил чуть более 1 млрд. долл. США. Потенциальный объем рынка оценивается в 8 млрд долл. США. Таким образом, спрос удовлетворяется на 15-18%.

Основными клиентами микрофинансовых организаций являются вновь созданные предприятия, предприятия с численностью занятых до 5 человек. Если с предприятием, проработавшим на рынке 6 месяцев, уже готов разговаривать банк, то для начинающего предпринимателя микрофинансовая организация является чаще всего единственным выходом на заемные финансовые средства. Таким образом, МФО занимают нерентабельную для банков нишу, иначе говоря, дополняют банковское предложение финансовых услуг для малых предприятий.

МФО подходят к оценке заемщика более гибко, чем банки, и по определению готовы работать с небольшими ссудами. По данным Российского микрофинансового центра, средний размер займа в 2005 году составил почти 1,5 тыс. долл. США, в 2004 году - около 1000 долл. США. Рост среднего размера займа связан с тенденцией роста микропредприятий в последние годы. Это, соответственно, влияет и на рост потенциального объема рынка.

Средний уровень просрочки составляет чуть меньше 3%. Это касается задолженности, просроченной на период более 30 дней. У эффективно работающих МФО средний уровень просрочки на 30 дней не превышает 1%. Цифры сопоставимы с просрочками для банковского сектора (1-1,5%).

МФО играют важную роль в становлении финансового рынка. Во-первых, МФО являются для многих микропредприятий единственным источником внешних заемных средств и, что не менее важно, разнообразных консультационных, образовательных, информационных услуг. Во-вторых, с ростом бизнеса заемщика растут и его финансовые потребности, что приводит, в конечном счете, к переходу предпринимателя на уровень банковского кредитования. При этом стоит отметить, что у этого предпринимателя уже имеется кредитная история.

Развитию МФО на данном этапе препятствует недостаточный объем финансовых ресурсов. Выходом могли бы стать кредиты банков, особенно тех банков, которые хотели бы работать с потребителями микрокредитов, но не готовы пока вкладываться в развитие необходимой инфраструктуры. Но часть банков рассматривает МФО как конкурентов. В таких кредитных организациях действуют внутренние приказы, прямые запреты на кредитование МФО.

Мешает банкам работать с МФО недостаточный уровень прозрачности последних, неуверенность в возвратности средств. А некоторые формы МФО, такие как кредитные кооперативы и потребительские общества, по закону могут использовать только средства пайщиков.

В дальнейшем рынок микрофинансирования неминуемо ожидает трансформация, связанная с преобразованием одних форм микрофинансовых организаций в другие, более капиталоемкие. "Каждая форма организации в определенный момент времени достигает такого состояния, когда она не может дальше развиваться в рамках данной формы", - говорит Михаил Мамута. - "Например, фонды сначала создаются и растут за счет целевых средств: средства бюджетов, средства грантов. Со временем фонд может воспользоваться банковским кредитом, сравнимым с размером его собственного капитала. Но больше фонд сделать ничего не может, привлечь инвестиции в некоммерческую организацию практически невозможно. И сейчас наблюдается тенденция трансформации некоторых фондов в банки и НДКО". Один из примеров - "Женская микрофинансовая сеть", которая в 2005 году получила первую лицензию на осуществление небанковской депозитно-кредитной деятельности.

Минэкономразвития, Центробанк и АРБ сегодня работают над проектом трансформации МФО в небанковские депозитно-кредитные организации. Предполагается, что новоявленные НДКО будут поставлены в более жесткие рамки с точки зрения надзора и обязательного аудита. Это сделает их более прозрачными и понятными для потенциальных инвесторов, в том числе банков. Но с другой стороны, не стоит забывать и о тех фондах и других формах микрофинансовых организаций, которые со временем будут преобразовываться в НДКО, и поэтому привлекательность этой формы деятельности не должна быть сильно снижена из-за ужесточения норм регулирования.

3.2.Факторинг

Ещё одним финансовым инструментом, все более активно используемым предприятиями сферы малого и среднего бизнеса, становится факторинг. Рост популярности факторинга среди предприятий этого сегмента вполне объясним. Факторинговыми услугами может воспользоваться даже та компания, которая не имеет надежного обеспечения. Главное, что должен иметь предприниматель, обратившийся в факторинговую компанию, - это спрос на свою продукцию, или, иначе говоря, покупателей своих товаров/услуг.

Рынок факторинга, по итогам проведенного в 2005 году исследования "Эксперт РА", превысил в 2004 году 3 млрд. долл. США. При этом ежегодные темпы роста составляют порядка 200%. Дальнейший рост рынка будет происходить прежде всего за счет привлечения клиентов из малого и среднего бизнеса. Причина, по которой факторинговым компаниям/банкам необходимо расширять деятельность с этой категорией заемщиков, очевидна: доходность работы с крупными компаниями с каждым годом падает. Сказывается как рост конкуренции между факторинговыми компаниями, так и рост конкуренции со стороны других источников привлечения заемного капитала (банковский кредит, рынок облигаций). Сейчас на этом рынке заметными игроками пока являются НФК (бывший "Уралсиб-НИКойл"), факторинговая компания "Еврокоммерц", "Промсвязьбанк", банк "ЦентрКредит", банк "Церих". В портфеле факторинговой компании "Еврокоммерц" малый и средний бизнес на сегодняшний день составляет около 80%, в 2004 году у НФК было порядка 15%, у Промсвязьбанка - 80-90% (По данным, предоставленным банками/компаниями).

Для того чтобы быть успешным на этом рынке, необходимо выполнение нескольких условий. Во-первых, факторинговые компании должны уметь оценивать малый бизнес. Компания "Еврокоммерц", по словам Григория Карповского, ее генерального директора, 4 года готовилась к тому, чтобы выйти на рынок малого бизнеса: "Весь предыдущий период мы собирали статистику по малым предприятиям, т.е. за счет работы с крупными компаниями мы получали информацию по их дебиторам, как правило, более мелким компаниям. В результате сейчас мы имеем хороший инструментарий для оценки малых и средних предприятий, обращающихся к нам за факторингом, что позволяет нам очень быстро наращивать объемы деятельности". Во-вторых, бизнес-процессы и программное обеспечение должны быть ориентированы на массовое и очень быстрое принятие решений по каждому клиенту, и, наконец, в-третьих, должна быть развита филиальная сеть, потому что наибольшая часть малых предприятий, нуждающихся в заемном финансировании, рассредоточена по регионам.

Со стороны малого бизнеса привлекательность факторинга обусловлена следующими причинами. Факторинговая компания, заключая договор с компанией-клиентом, выделяет определенный лимит по принятым дебиторам, в рамках которого происходит финансирование поставок. При росте объемов продаж компании увеличиваются и лимиты на дебиторов клиента. Эта особенность факторинга позволяет компаниям увеличивать поставки своей продукции без увеличения объема дебиторской задолженности. Это особенно актуально для ресурсо-ограниченных малых предприятий.

Другой причиной привлекательности факторинга для малого предпринимателя является то, что при факторинге не требуется залоговое обеспечение. Для факторинговой компании главными критериями, учитываемыми при отборе клиентов, является платежеспособность дебиторов клиента и долгосрочность его отношений с дебиторами.

Свидетельством востребованности факторинга малыми предприятиями может служить полученная по данным исследования рынка факторинга отраслевая картина распределения клиентов факторинговых компаний. Лидирующими отраслями были пищевая промышленность, приборостроение (бытовая техника и электроника, аудио- и видеотехника, компьютеры и компьютерные комплектующие). В то же время почти половина малых предприятий - это предприятия сферы торговли и общественного питания.

"Эксперт РА" в этом году будет проводить специальное исследование, посвященное анализу рынка факторинга за 2005 год, в котором в том числе будет освещен блок вопросов, связанных с малым бизнесом.

3.3. Лизинговые услуги для малого бизнеса

Доля лизинговых сделок с крупным, средним и малым бизнесом Малому бизнесу лизинг позволяет не только приобрести в рассрочку основные средства, но и сэкономить за счет применения ускоренной амортизации.

Российские лизинговые компании с каждым годом все активнее работают с малым бизнесом. Работа с "малышами" дает им не только огромное и перспективное поле для деятельности, но и возможность лучше отслеживать рыночную конъюнктуру. Кроме того, по признанию самих представителей лизинговых компаний, малый бизнес является самым дисциплинированным их клиентом. Но для того чтобы эффективно работать на этом рынке, крупным лизинговым компаниям необходимо разработать и внедрить адекватную скоринговую модель оценки лизингополучателей, иметь достаточно разветвленную филиальную сеть и быть готовыми к сокращению средней суммы сделки при увеличении числа лизингополучателей- компаний малого бизнеса.

За 2005 год доля сделок лизинговых компаний с малым бизнесом удвоилась - если в портфеле старых сделок она составляла лишь порядка 19% от общего числа сделок, то в портфеле новых сделок, заключенных в 2005 году, - уже 38% (см. график 9).

К концу 2005 года с малым бизнесом работало более 60% лизинговых компаний. У 47,1% компаний объем сделок с малым бизнесом по сравнению с прошлым годом вырос более чем в 1,5 раза. При этом интенсификация работы с малым бизнесом в 2005 году привела к сокращению средней суммы сделки у более чем половины компаний. Средняя сумма сделки с малым бизнесом за год сократилась на 25% и составила порядка 1 млн. рублей. Обратная тенденция наблюдалась у трети компаний. Никакой зависимости динамики средней суммы сделки от размера компании, степени ее специализированности и опыта работы в данном сегменте не прослеживалось. По-видимому, одной из основных причин неоднородности тенденций является то, что лизинговые компании работают с малым бизнесом из различных секторов, что, несомненно, влияет на условия сделок. В целом же доля сделок на сумму от 300 тыс. до 3 млн. рублей составила больше половины от общего числа сделок (см. график 10).

Основная масса сделок заключается на срок от 1 года до 3 лет (см. график 11). Это несколько меньше, чем в среднем по рынку. При этом сделки на срок более 5 лет пока что вообще единичны.

Доля сделок различного объема в общем числе сделокДоля сделок, заключенных на определенный срок, в общем объеме сделок

Причин тому несколько. Это и обоюдное нежелание лизинговых компаний и малого бизнеса пока что заключать сделки на более длительные сроки в условиях отсутствия четкой политики в отношении малого бизнеса, и специфика оборудования, которое берет в лизинг малый бизнес. В основном это легковой и грузовой автотранспорт. Менее популярен, но сравнительно распространен также лизинг оборудования для пищевой промышленности, лизинг торгового и полиграфического оборудования, а также лизинг дорожно-строительной техники, деревообрабатывающего оборудования, складского оборудования и погрузчиков (см. табл. 3).

Таблица 3. Основные виды оборудования, являющегося предметом лизинга для малого бизнеса в целом и ПБОЮЛов

Доля в общем объеме сделок с малым бизнесом, % Место по доле в общем объеме сделок с малым бизнесом Доля в общем объеме сделок с ПБОЮЛами, % Место по доле в общем объеме сделок с ПБОЮЛами Автотранспортные средства 60,45 1 57,99 1 Пищевое и холодильное оборудование 5,79 2 8,15 2 Дорожно-строительная техника 4,13 3 2,93 5 Торговое оборудование 3,14 4 6,30 3 Полиграфическое оборудование 3,00 5 5,59 4 Прочая строительная техника 2,56 6 0,78 11 Оборудование для производства тары 1,65 7 0,81 10 Деревообрабатывающее оборудование 1,42 8 2,80 6 Погрузчики и складское оборудование 1,26 9 2,75 7 Здания и сооружения 1,21 10 0,88 9 Оборудование для металлургии 1,17 11 - - Сельскохозяйственная техника и продукция 1,16 12 0,03 13 Телекоммуникационное оборудование 0,74 13 - - Машиностроительная техника 0,65 14 0,08 12 Компьютеры и офисное оборудование 0,65 15 1,02 8

Источник: "Эксперт РА"

Акцент на указанных видах оборудования соответствует специализации предприятий малого бизнеса, использующих лизинговые механизмы для расширения основного фонда. В первую очередь это предприятия торговли, транспортные, строительные и пищевые компании, предприятия, предоставляющие бытовые услуги населению (см. табл. 4).

Таблица 4. Распределение лизингополучателей-предприятий малого бизнеса по секторам экономики

Доля предприятий малого бизнеса из данного сектора в общем объеме сделок с малым бизнесом, % Место по доле предприятий малого бизнеса Доля ПБОЮЛов из данного сектора в общем объеме сделок с ПБОЮЛами, % Место по доле ПБОЮЛов Раздел G. Торговля 24,33 1 24,23 2 Раздел I. Транспорт и связь 19,55 2 28,61 1 Подраздел DN. Прочие производства 12,07 3 7,62 5 Раздел O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 11,65 4 5,56 7 Раздел F. Строительство 10,35 5 10,20 3 Подраздел DA. Производство пищевых продуктов 5,39 6 9,57 4 Подраздел DE. Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 3,72 7 6,28 6 Раздел K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2,06 8 1,24 10 Раздел А. Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 1,99 9 1,45 9 Раздел J. Финансовая деятельность 1,87 10 0,11 11 Подраздел DD. Обработка древесины и изделий из дерева 1,58 11 3,18 8

Распределение лизинговых сделок по регионам России Однако говорить о том, что такая структура сделок сохранится надолго, сейчас вряд ли возможно. Спрос малого бизнеса станет более диверсифицированным, по мере того как он освоит лизинговый механизм, а также по мере продвижения лизинговых компаний в пока еще малоосвоенные ими области.

Лизинговые компании уже сейчас достаточно активно работают с малым бизнесом не только в центре, но и в регионах (см. график 12). Наибольший объем лизинговых сделок с малым бизнесом приходится на Центр и Поволжье - их доля (без учета Москвы) составляет более 3/4 от общего объема сделок. Сравнительно слабо лизинг для малого бизнеса представлен пока в Сибири, на Урале и Юге России. Однако именно эти регионы являются потенциально наиболее активными областями развития лизинга для малого бизнеса в ближайшие несколько лет. Причем, по всей видимости, движение лизинговых компаний будет идти в первую очередь на Юг и Урал, а затем уже и в Сибирь и именно за счет открытия филиалов, которые позволят увеличить охват территории, а значит, и потенциальных лизингополучателей.

Развитие лизинговых услуг для малого бизнеса поддерживается не только за счет увеличения числа и активности потенциальных лизингополучателей и их уверенности в надежности и выгодности данного механизма финансирования, но и за счет роста интереса лизинговых компаний к этому сегменту рынка. По мнению лизинговых компаний, малый бизнес не только перспективный, но и достаточно надежный партнер. Представители лизинговых компаний отмечают, что малый бизнес дисциплинированнее крупного, в силу того что для него даже договоры на небольшую сумму более значимы, и кроме того, малым предприятиям не свойственны бюрократические проблемы, характерные для крупных компаний.

В результате по малым предприятиям реже возникают ситуации с просрочками и неплатежами. Лизинговые компании уже оценили это и при работе с малым бизнесом в полтора раза чаще, чем обычно, идут на осуществление сделок без какого-либо дополнительного обеспечения. В остальных случаях они предпочитают применять для повышения надежности сделки те же способы, что и при осуществлении сделок с другими предприятиями. Наиболее популярными способами обеспечения сделок при работе с малым бизнесом, как и при работе с крупным и средним бизнесом, являются аванс в размере 25-30% от суммы сделки и поручительство юридических лиц. Широко применяются также гарантии физических лиц и залог.

Дополнительной гарантией надежности лизингополучателей из числа предприятий малого бизнеса является их детальная оценка на этапе рассмотрения заявки. Основные требования, которые при этом предъявляют лизинговые компании, - это достижение установленного ими значения порогового уровня коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности, коэффициента автономии, коэффициентов рентабельности собственного капитала и активов. Некоторые компании также требуют, чтобы стоимость сделки не превышала валюты баланса на последнюю отчетную дату, другие - чтобы объем годового оборота не превышал суммы лизингового платежа. Несмотря на достаточно жесткие в ряде случаев условия, доля удовлетворенных заявок составляет более половины - 67%. При этом у 59% лизинговых компаний, осуществляющих сделки с малым бизнесом, доля удовлетворенных заявок составляет более 80%. Это лишний раз свидетельствует о том, что лизинговые компании достаточно адекватно оценивают малый бизнес. Конечно, типовые требования не всегда позволяют точно оценить будущую платежеспособность потенциального лизингополучателя, однако при расширении масштабов работы с малым бизнесом для крупных компаний основным конкурентным преимуществом становится именно скорость оценки лизингополучателей. С одной стороны, это позволяет работать с большим числом клиентов, с другой - максимально сократить себестоимость сделки в части услуги, непосредственно оказываемой лизингодателем, а значит, и сделать ее более доступной для тех же малых предприятий. Что касается малых предприятий, не соответствующих базовым требованиям крупных лизинговых компаний, они могут попытаться обратиться в одну из небольших специализированных региональных компаний, практикующих индивидуальный подход.

Таблица 5. Рэнкинг лизинговых компаний, работающих с малым бизнесом, по объему текущих сделок

Источник: "Эксперт РА"

3.4.Страховые услуги малому бизнесу

Рынок страхования малого бизнеса начал формироваться всего несколько лет назад и пока не достиг сколько-нибудь значительных размеров. Так, по результатам 2005 года 7 крупнейших игроков в этом сегменте собрали взносов на сумму немногим более 1 млрд. рублей (см. табл. 6 и 7). Однако перспективы этого сегмента достаточно велики. Потенциально страхование малого бизнеса в ближайшие несколько лет может вырасти в несколько раз как за счет факторов спроса, так и за счет факторов, действующих со стороны предложения.

Таблица 6. Рэнкинг крупнейших страховых компаний России за 2005 г., работающих с малым бизнесом, по объему страховых взносов, млн. руб.

Место Название компании Объем страховых взносов, полученных от предприятий малого бизнеса за 2005 г., млн. руб. 1 Страховой дом ВСК 244.00 2 Русский мир 163.60 3 Адмирал 67.12 4 Московская Страховая компания 62.20 5 АльфаСтрахование 58.19 6 Оранта 44.76

Источник: "Эксперт РА"

Таблица 7. Рэнкинг крупнейших страховых компаний России за 2005 г., работающих с ПБОЮЛ, по объему страховых взносов, млн. руб.

Источник: "Эксперт РА"

Доля взносов по различным видам страхования, собранных с ПБОЮЛов и малого бизнеса в целом в 2005 г. Точных данных об объемах страхования малого бизнеса не существует. По оценке экспертов компании "Росгосстрах", около 80% предприятий малого и среднего бизнеса пользуются услугами страховых компаний. По оценкам других страховых компаний, доля только малого бизнеса, охваченного страхованием, находится в пределах 7-10%, 30-40% (см. интервью с представителями страховых компаний в Приложении).

Тем не менее, все страховщики единодушно сходятся во мнении, что рынок страхования малого бизнеса растет. При этом одним из основных факторов, обусловивших рост интереса предпринимателей к страхованию, стало введение ОСАГО и связанное с ним развитие автострахования. На сегодняшний день к нему прибегают более половины малых предприятий, обращающихся к страховщикам. В 2005 году автострахование принесло половину взносов, полученных от предприятий малого бизнеса, и более 90% от объема взносов, полученных от ПБОЮЛов (см. график 13).

Помимо автострахования интерес малого бизнеса в первую очередь привлекает страхование имущества - зданий и сооружений и производственного оборудования. В первую очередь страхуются офисы и складские помещения. Несколько менее активно страхуются грузы. Основная причина недостаточной развитости сегмента страхования грузоперевозок заключается в нежелании самих страховщиков работать с данным видом рисков - слишком непредсказуемым он им представляется. Среди иных видов страхования наиболее популярным является ДМС.

Перспективными в некотором отдалении представляются программы по страхованию перерывов в производстве. На западе, где страхование уже стало нормой для малого бизнеса, с учетом экономических колебаний это направление является одним из наиболее востребованных. Существенный потенциал роста имеет также страхование ответственности за качество продукции и услуг, и в первую очередь для малых предприятий пищевой промышленности и торговли, на которые уже сейчас суммарно приходится порядка трети от общего объема взносов (см. табл. 8). Особенно актуальным это направление станет в том случае, если государство сделает его в том или ином виде обязательным.

Таблица 8. Доля малых предприятий различных секторов в общем объеме собранных за 2005 год взносов

Малый бизнес, в % от общего объема Место по доле в общих взносах, полученных от малого бизнеса ПБОЮЛы, в % от общего объема Место по доле в общих взносах, полученных от ПБОЮЛов Подраздел DN. Прочие производства* 37,71 1 75,39 1 Раздел G. Оптовая и розничная торговля 17,84 2 9.74 2 Подраздел DA. Производство пищевых продуктов 10,91 3 4.27 3 Подраздел DD. Обработка древесины и изделий из дерева 8,51 4 - - Подраздел DE. Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 6,61 5 - - Раздел F. Строительство 4,74 6 3.99 4 Раздел I. Транспорт и связь 3,84 7 3.16 6 Подраздел DB. Текстильное и швейное производство 3,50 8 - - Подраздел DJ. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 1,85 9 - - Раздел А. Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 1,81 10 3.25 5 Раздел N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,98 11 - - Раздел J. Финансовая деятельность 0,63 12 0,21 7 Подраздел DH. Производство резиновых и пластмассовых изделий 0,50 13 - - Раздел O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,39 14 - - Раздел K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 0,19 15 - -

*Производство мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров, игрушек, аттракционов, пишущих принадлежностей, переработка отходов и др.

Региональная структура страховых взносов малого бизнеса На сегодняшний день страхование наиболее популярно у предприятий, занимающихся производством мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров, игрушек, пишущих принадлежностей (на них суммарно приходится более трети взносов), а также предприятий оптовой и розничной торговли и пищевой промышленности. Определенный интерес к страхованию проявляют компании, специализирующиеся на обработке древесины, работающие в области целлюлозно-бумажной промышленности, занимающиеся издательской и полиграфической деятельностью, а также компании, занимающиеся строительством, производством текстильной и швейной продукции.

Что касается ПБОЮЛов, то помимо трех основных направлений для них еще характерно сравнительно более активное сотрудничество со страховщиками представителей сельскохозяйственной отрасли.

В целом же распределение взносов достаточно неравномерное, что дополнительно указывает на то, что страхование пока что не является услугой, широко используемой предприятиями малого бизнеса.

Сохраняется региональная диспропорция в охвате страховыми услугами предприятий малого бизнеса (см. график 14).

Наиболее охвачены страховыми услугами предприятия Центрального региона (включая Москву) - на них приходится около 40% от объема всех собранных взносов. Сравнительно охваченными страхованием малого бизнеса областями можно считать Юг, Поволжье и Северо-Запад страны, в то время как Урал и Дальний Восток пока практически выпадают из сферы работы страховщиков с малыми предприятиями. Сегодняшняя региональная политика страховых компаний в сегменте малого бизнеса пока оставляет им достаточно много простора для развития и совершенствования. Тем более что предпосылок для развития страхования малого бизнеса более чем достаточно.

Бизнес, который ведут малые предприятия, становится все более цивилизованным, руководство предприятий - более экономически грамотным и все больше осознает преимущества страхования. Кроме того, малые предприятия все активнее сотрудничают с банками и лизинговыми компаниями, которые в большинстве случаев требуют от них соответственного страхования залога и передаваемого в лизинг имущества. Значительный стимул развитию малого бизнеса и активизации его сотрудничества со страховщиками придает улучшение общеэкономической ситуации в стране и совершенствование налогового законодательства, позволяющее малым предприятиям понемногу начинать выходить из "тени". Тем более что согласно ст. 255 гл. 25 НК страховые взносы предприятий по определенным договорам добровольного страхования относятся к расходам на оплату труда и уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль.

При всем при этом существует несколько факторов, тормозящих развитие страхования малого бизнеса. Со стороны спроса - неготовность предпринимателей платить за эту услугу. Хотя именно она могла бы продлить срок их жизни. А большинство из тех, кто все-таки прибегает к страхованию, пока что предпочитают заключать договора на небольшие суммы - ко всему новому у нас привыкают не сразу. Так, 45% договоров заключается на сумму до 1 млн. рублей, более 60% - до 5 млн. рублей (см. график 15).

С другой стороны - изначальное нежелание многих страховщиков работать на этом сегменте из-за непрозрачности предприятий малого бизнеса и серьезных трудностей, связанных с оценкой потенциального и реального убытка по предприятиям, ведущим отчетность по упрощенной системе налогообложения.

Тем не менее малый бизнес и страховщики чем дальше, тем больше поворачиваются лицом друг к другу. Малые предприятия уже начинают заключать договора на существенные для них суммы - доля страховых взносов по договорам на суммы свыше 5 млн. рублей составляет порядка 2/3 (см. график 16).

Страховые компании, в свою очередь, также начинают активно развивать данное направление: предлагают специальные типовые комплексные услуги и сразу же выходят с ними в регионы. Для завоевания этого сегмента и получения с него существенных доходов страховым компаниям потребуется широкая региональная сеть, большой штат агентов, организация оперативной работы по заключению договоров и возмещению убытков.

Доля договоров на различную сумму от общего числа договоров

Доля страховых взносов по сделкам различного объема в общей сумме взносов, полученных от малого и среднего бизнеса

Просмотров: 354 | Добавил: lmonbut | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz